Перевод с английского статьи из The New York Times от 28 июня 2009 г.
Джон Марков и Эндрю Крамер
Соединенные Штаты и Россия не могут найти решение в фундаментальном споре по вопросу борьбы с растущей угрозой кибератак, которые могут нанести серьезный ущерб компьютерным системам и Интернету.
Обе нации согласны с тем, что киберпространство является новым полем битвы. Как ожидается, обе стороны вернутся к обсуждению этого вопроса в ходе визита в Россию на следующей неделе президента Обамы, а также на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций в ноябре, о чем сказал высокопоставленный представитель Госдепартамента США.
Россия поддерживает идею международного договора (подобно переговорам по химическому оружию) и настаивает на этом подходе в дискуссиях и официальных заявлениях высокопоставленных должностных лиц.
В США утверждает, что договор не нужен. Они вместо этого выступают за расширение сотрудничества в рамках международных правоохранительных групп. Если эти группы будут сотрудничать, то это сделает киберпространство более безопасным от преступных вторжений, и их работа также будет укреплять безопасность киберпространства во время военных кампаний, говорят американские официальные лица.
«Мы действительно считаем, что это является защитой и обороной», заявил представитель Государственного департамента, который пожелал остаться не названным, поскольку не получил санкции делать заявления по данному вопросу. «Они хотят ограничить нападение, а мы должны быть способны привлекать к уголовной ответственности за эти ужасные 50 000 атак, которые происходят каждый день.»
Любое соглашение по киберпространству имеет ряд специфических проблем, поскольку затрагивает такие вопросы, как цензура в Интернете, суверенитет и субъекты, которые не могут быть предметом договора.
Должностные лица Соединенных Штатов говорят, что несогласие в подходе препятствует международному сотрудничеству правоохранительных органов, особенно учитывая значительную долю нападений на объекты американского правительства, которые исходят из Китая и России.
А с российской точки зрения, отсутствие такого договора является запуском своего рода гонки вооружений с потенциально опасными последствиями.
Официальные лица во всем мире признают необходимость борьбы с растущей угрозой кибервойн. Многие страны, включая Соединенные Штаты, разрабатывают кибероружие, например: «логические бомбы», которые могут быть спрятаны в компьютеры, чтобы остановить их в критические моменты или повредить саму систему; «Ботнеты», которые могут отключать или шпионить за веб-сайтами и сетями; СВЧ-излучатели, которые могут «сжигать» компьютерные микросхемы с расстояния, исчисляемого милями.
Пентагон планирует создать военное командование для подготовки оборонного и наступательного компьютерного противоборства. В прошлом месяце, президент Обама выпустил свою стратегию кибербезопасности и сказал, что он назначит «координатора по кибербезопасности», чтобы сконцентрировать усилия по защите государственных компьютеров, управления системы воздушным движением и других жизненно важных систем. Администрация также подчеркивает преимущества международного сотрудничества.
Российский и американский подходы (договор и правоохранительное соглашение) не всегда совместимы. Они представляют различные философские подходы.
В своей речи 18 марта с.г. Владислав П. Шерстюк, заместитель секретаря Совета Безопасности РФ (влиятельный орган, который консультирует президента по национальной безопасности), изложил российскую позицию как основу для разоружения в киберпространстве. Предлагаемый Россией договор будет водить запрет для стран тайно закладывать вредоносные коды или схемы, которые могут быть активированы удаленно в случае войны.
Другие российские предложения включают применение гуманитарного права для запрещения нападений на некомбатантов и обмана при проведении операций в киберпространстве. Данная инициатива является попыткой борьбы с проблемой анонимных атак. Россияне также призвали к более широкому международному государственному контролю за Интернетом.
Но американские официальные лица сопротивляются соглашениям, которые позволяли бы правительствам применять цензуру в Интернете, заявляя, что данные действия обеспечат прикрытие для тоталитарных режимов. Эти должностные лица также обеспокоены тем, что договор будет неэффективным, поскольку почти невозможно определить, что интернет-атака организована каким-либо правительством, лояльными правительству хакерами, или действующими самостоятельно «игроками».
Уникальный вызов в использовании киберпространства заключается в том, что правительства могут вводить в заблуждение противника при организации нападений, поскольку сложно заподозрить их причастность, заявил Герберт Лин, руководитель исследовательского направления Совета национальных исследований (частной, некоммерческой организации по развитию кибероружия).
Эта проблема стала очевидной в 2001 году, после столкновения самолета слежения ВМФ США С-3 с китайским истребителем, заявил Линтон Уэллс II, бывший высокопоставленный сотрудник Пентагона, который в настоящее время преподает в Университете национальной обороны. Столкновение сопровождалось резким увеличением числа нападений на американские правительственные компьютерные цели из мест, которые не могут быть определены, сказал он.
Аналогично, после компьютерных атак в Эстонии в апреле 2007 года и в Грузии в августе прошлого года, российское правительство отрицает причастность. Независимые наблюдатели, заявляют, что нападение могло быть проведено симпатизирующими России людьми или преступными группами.
Соединенные Штаты пытаются укрепить кибербезопасность путем усиления связей с международными правоохранительными агентствами. Чиновники Государственного департамента привели в качестве модели Конвенцию Совета Европы о киберпреступности, которая вступила в силу в 2004 году и был подписана 22 государствами, включая Соединенные Штаты, но не Россией или Китаем.
Однако Россия возражает против того, что Европейская конвенция о киберпреступности позволяет полиции начать расследование дел по преступлениям в сети, происходящих в другой стране без информирования местных органов власти, нарушая традиционные идеи суверенитета. Владимир Соколов, заместитель директора Института проблем информационной безопасности (политической организации), отметил, что российские власти постоянно сотрудничают с зарубежными полицейскими организациями в случае их обращения.
Это не первый раз, когда вопросы о контроле над вооружениями в киберпространстве были подняты.
В 1996 году, на заре коммерциализации киберпространства, американские и российские военные делегации встречались тайно в Москве для обсуждения этого вопроса. Американская делегация во главе с академическим военным стратегом, и российская делегация во главе с четырех-звездным адмиралом. Соглашение не было достигнуто в ходе встречи, о которой ранее даже не сообщалось.
Позднее, российское правительство неоднократно представляло резолюции, призывающие к подписанию договора о разоружении в киберпространстве в рамках Организацией Объединенных Наций. Соединенные Штаты последовательно выступают против этой идеи.
В конце апреля российские военные представители проявили интерес к возобновлению переговоров на встрече (спонсируемой Россией) по компьютерной безопасности в Гармише, Германия.
Джон Аркуилла, специалист по военной стратегии на Военно-морской Школы в Монтерее, штат Калифорния, который руководил американской делегацией на переговорах в 1996 году, говорит, что он не получил какого-либо отклика о результатах переговоров в вооруженных силах США после этих первых встреч. «Была утрачена прекрасная возможность», — сказал он.
В отличие от американских официальных лиц, которые выступают за укрепление правоохранительных отношений, г-н Аркуилла продолжает верить в переговоры по вопросам вооружений в киберпространстве. Он также отметил, что договоры о запрещении химического оружия убедили многие страны не создавать и накапливать такое оружия.
Соединенные Штаты и Китай еще не проводили переговоры на высоком уровне по вопросам кибервойн, говорят специалисты. Но есть определенные свидетельства того, что китайцы поддержат Россию при обсуждении договора по контролю за вооружениями в киберпространстве.
«Китай неизменно придает огромное значение вопросам обеспечения информационной безопасности, и всегда активно поддерживал и участвовал в усилиях международного сообщества, посвященных укреплению стабильности и безопасности в Интернете, а также уголовному преследованию преступной киберактивности», — сообщил Цинь Ган, пресс-секретарь Министерства иностранных дел.
Если американский или русский подход не преобладает, заявил эксперт по контролю над вооружениями, большинство правительств достигнут «точки невозврата» в предотвращении кибернетической гонки вооружений.
Джон Марков из Нью-Йорка и Эндрю Крамер из Москвы. Эдвард Вонг и Хиуюн Янг из Пекина.
© The New York Times, 2009